undefined
Блокиратор относится к типу VRS-устройств (система возврата угнанного автомобиля). Они запускаются сразу после угона автомобиля, и через небольшое время блокируют систему зажигания автомобиля. Таким образом, если например, случайные пассажиры выбросили владельца автомобиля из салона и угнали автомобиль, то проехать на нем они смогут не более нескольких сотен метров. Затем VRS-устройство "глушит" двигатель и включает сигнализацию. Автомобиль, заглохший посреди транспортного потока с включенной сигнализацией ставит угонщиков в крайне невыгодное положение и заставляет их покинуть автомобиль и спасаться бегством. А владелец машины, находящийся от преступников на недоступном расстоянии может вызвать милицию.

На рынке противоугонных средств встречается немало VRS-устройств, но все они обычно дороги, их действие стандартно и известно опытному угонщику, а любительские устройства подобного назначения излишне сложны (J1.1).

Тем не менее, логика работы такого устройства предельно проста, и в минимальном варианте можно обойтись одной микросхемой КМОП и небольшим количеством навесных элементов.

Принципиальная схема такого устройства и схема его "инсталяции” в электросхему автомобиля показана на рисунке. Схема, выделенная прямоугольной рамкой монтируется в корпусе неисправного электронного блока ЭПХХ. Кнопка S1 — крупная выпуклая кнопка, вроде тех, которые используются в системах аварийного отключения станков и электроустановок. Эта кнопка располагается под приборной панелью в районе рулевой колонки, так, чтобы водитель в любом экстренном случае успел незаметно нажать на неё коленом. Вторая кнопка S2 — незаметная, малогабаритная, она устанавливается в толще облицовки приборной панели, перед небольшим отверстием, так чтобы её не было видно но на нее можно было нажать спичкой. Эта кнопка служит для отключения устройства. Обе кнопки не имеют фиксации.

Если нажата кнопка S1 реле Р2 обесточивается и его контакты К2 устанавливаются в показанное на схеме положение. Через них
питание поступает на электронную схему устройства. Зарядный ток конденсатора С2 устанавливает RS- триггер на элементах D1.1 и D1.2 в единичное состояние. На выходе инвертора D1 4 получается ноль и транзисторный ключ на VT2 и VT3 закрыт. Обмотка реле Р1 обесточена и, если замок зажигания включен, ток через нормально замкнутые контакты К1 этого реле поступает на катушку зажигания.

Пока зажигание не включено схема находится в режиме ожидания. Если зажигание включено открывается диод VD2 и на базу транзистора VT1 поступает напряжение от системы зажигания автомобиля. VT1 открывается и на входы D1.3 поступает логический ноль. Единица на выходе этого элемента через резистор R6 начинает заряжать конденсатор СЗ. На его зарядку до уровня логической единицы уходит немного менее минуты. В течении этого времени система зажигания функционирует и автомобиль движется. Затем, как только СЗ зарядится до единицы, триггер на элементах D1.1 и D1.2 переключится в нулевое состояние. На выходе D1.4 будет единица, которая откроет ключ на VT2 и VT3. Поступит ток на реле Р1 и оно переведет свои контакты К1 в противоположное, показанному на схеме положение. Напряжение, поступающее от замка зажигания на катушку зажигания отключится от нее и поступит на автомобильный сигнал. Автомобиль заглохнет и раздастся непрерывный звуковой сигнал.

Чтобы отключить систему нужно нажать на кнопку S2. При этом поступит ток на обмотку Р2, реле отключит питание от системы контактами К2 и заблокируется в таком положении. Перед выходом из салона водитель должен нажать на S1. После посадки, перед запуском двигателя нужно нажать S2. В случае нападения, перед тем как покинуть салон нужно нажать S1.

Устройство будет более эффективно, если его дополнить электромагнитным блокиратором замка капота.

Репе Р1 и Р2 — "ВАЗовские", от моделей ВАЗ-2108-099, с переключающими контактами (с пятью контактами).

Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К564ЛЕ5. Стабилитрон VD1 может быть любой маломощный на напряжение 9-12В. Если использовать микросхему К176ЛЕ5 стабилитрон должен быть на напряжение не более 10В. Диоды Д223 можно заменить на любые кремниевые импульсные, например КД522. Конденсатор С2 может быть на емкость 1...10 мкФ, конденсатор С1 — на 470...2200 мкФ, от емкости конденсатора СЗ и сопротивления резистора R6 зависит время, в течении которого машина может ехать после угона. Транзисторы КТ315 — любые аналогичные, например КТ3102, КТ503. Транзистор КТ815 можно заменить на КТ817.

Корпус с электронной схемой и два электромагнитных реле монтируются в подкапотном пространстве автомобиля. В салон выводятся только кнопки S1 и S2.
Сигнал можно использовать штатный или установить дополнительный. Не исключена совместная работа устройства с любой противоугонной сигнализацией.

Алексеев В.

Литература : 1. С Рыжков. "Сторожевой блокиратор системы зажигания", ж. Радио 12-1999, стр. 37-39.