undefined
Охранная сигнализация, разработанная специально для автомобиля, сходна с квартирной охранной сигнализацией, с той лишь разницей, что в автомобиле питание ограничено аккумуляторной батареей на 12 В. В большинстве случаев это ограничение не вызывает сложностей в конструкции и качестве работы системы. Чем нестандартнее техническое решение охранной сигнализации, тем сложнее даже для опытного преступника обезвредить ее и безопасно проникнуть в дом. Во многих случаях хорошая самодельная охранная система способна убе

дить матерого грабителя пойти поискать более легкой добычи. Поэтому не думайте, что самодельная сигнализация какая-то второсортная. Ее куда сложнее нейтрализовать, так как на нее нет ни описания, ни заводской документации.

Схема простой, но многосторонней системы показана на рис. 2.11. Добавлением дополнительных входных диодов D1-D3 можно увеличить количество датчиков, а ключ на тринисторе включит любой звуковой сигнализатор, в том числе схему на рис. 2.10.

Успех эксплуатации этого устройства зависит от работоспособности и расио--ложения контрольного выключателя S1 и подбора датчиков. Выключатель S1 должен находиться в неприметном месте, известном только тем, кто пользуется автомобилем. Выключатели, служащие датчиками этой системы, нужно подобрать, исходя из особенностей автомобиля.

Для лучшего понимания возможностей этой системы, видимо, необходимо подробно объяснить принципы ее работы. Когда включен выключатель S1, но ни на одном из входов (А, В и С) нет положительного напряжения, схема находится в режиме ожидания. Напряжение на базе транзистора Q1, эмиттере транзистора Q2 и управляющем электроде тринистора равно нулю. Все три прибора закрыты. Если на одном или более входах схемы появится напряжение +12 В, конденсатор С1 начнет заряжаться через времязадающий резистор R1. Транзисторы Q1 и Q2 образуют составной транзистор, включенный в схему с общим коллектором. Обладая большим входным сопротивлением, он не шунтирует конденсатор С1. Таким образом, конденсатор С1 продолжает заряжаться от потенциала на входе устройства. Напряжение на нем и соответственно на эмиттере транзисто

pa Q2 возрастает. Как только на управляющем электроде тринистора Q3 напряжение достигнет значения 0,75 В, тринистор перейдет в открытое состояние и включит подсоединенный к клеммам D и Е звуковой сигнализатор.

undefined

При сопротивлении времязадающего резистора R1, равном 680 кОм, задержка срабатывания получается около 10 с, а при 1 МОм - около 15 с. Если его сопротивление будет около 10 МОм, а ток утечки конденсатора С1 мал, можно получить задержку срабатывания вплоть до 3 мин. Изменить время задержки срабатывания можно и изменением емкости конденсатора С1. Удвоив его емкость до 100 мкФ, вы соответственно удвоите время задержки. При уменьшении емкости конденсатора С1 снижается время задержки. Экспериментируя с двумя этими элементами схемы, можно легко подобрать желаемую выдержку.

Датчиками этой охранной сигнализации могут служить различные узлы автомобиля. Единственным требованием здесь является лишь то, чтобы ка используемое в этих целях устройство подавался через выключатель плюс питания 12 В. Этой цели могут служить габаритные огни, катушка зажигания, радиоприемник или магнитофон, поскольку все они питаются от +12 В. Если положительный потенциал 12 В появился на одном из входов схемы только на короткое время, то в функцию диода D4 и резистора R2 входит быстрый разряд конденсатора С1, как только потенциал исчезнет. Присутствие этой цепочки позволяет точнее соблюдать время задержки срабатывания. Но их можно и удалить, если точность соблюдения времени задержки не важна. Используемый тринистор должен выдерживать ток нагрузки до 1 А. При применении более мощного тринистора можно использовать более мощный звуковой сигнализатс р.

В некоторых автомобилях встречаются электрические приборы, рассчитанные на питание не от положительной шины, как это требуется для схемы, а от отрицательной. На рис. 2.12 показана схема инвертора напряжения, исправляющего это положение. Инвертор напряжения показан подключенным к выключателю дверного освещения, который замыкает цепь питания лампы на землю. Пока дверь автомобиля закрыта, лампа не горит и на базу транзистора Q1 подается 

смещение через нее и резистор R1, при этом напряжение на коллекторе транзистора близко к нулю и на вход охранной сигнализации не поступает сигнал. При открывании двери смещение с транзистора снимается и на его коллекторе возникает напряжение около +12 В. Это напряжение, поступая через один из диодов D1-D3, начинает заряжать времязадающий конденсатор. Подобных инверторов при необходимости может быть несколько.

Сборка и эксплуатация схемы. Эта схема также некритична к монтажу, и ее удовлетворит любая конструкция. Главная хитрость состоит в размещении выключателя в доступном, но неприметном месте, ще бы его можно было легко переключать по мере надобности. Отберите от одной до трех цепей, к которым вы хотели бы подключить сигнализацию. Инверторы напряжения используйте по мере необходимости. Запомнить положение выключателя S1 проще, если знать, что, когда вы находитесь в автомобиле, он должен быть выключен, а при покидании машины его надо включить. Установив время задержки срабатывания порядка 15 с, вы будете успевать отключать или включать сигнализацию, садясь в машину или выходя из нее.