undefined

Перегрев - главный враг электрических и механических систем автомобиля. Но если превышение температуры будет замечено до того, как оно достигнет опасного уровня, перегретую деталь можно спасти или, по крайней мере, заменить без дополнительных повреждений.

Схема устройства, служащего этой цели, показана на рис. 2.8 и может использоваться для температурного контроля практически любого узла автомобиля. Температурный датчик, представляющий собой два последовательно включенных диода, можно поместить на любую деталь; устройство подаст сигнал, как

только температура поднимется слишком высоко. При наблюдении за системой охлаждения датчик помещают прямо в охлаждающую жидкость.

Работа схемы. Один из четырех операционных усилителей микросхемы LM324 работает как чувствительный компаратор напряжения на датчике с установленным уровнем. Со стабилитрона D3 снимается стабилизированное напряжение и подается на один из входов операционного усилителя IC-1. Через резистор R1 подается прямое смещение на два входящих в датчик кремниевых диода. При комнатной температуре на аноде диода D1 напряжение 1,2 В. При повышении температуры это напряжение линейно уменьшается. Оно поступает на вывод 2 микросхемы. Опорное напряжение берется с ползунка резистора R5, которым устанавливается порог срабатывания. Пока напряжение, снимаемое с датчика, выше поступающего на выход 3 микросхемы, сигнал на выходе усилителя отсутствует. Как только напряжение на датчике понизится ниже опорного, на выходе усилителя появится напряжение, питающее звуковой сигнализатор.

Сборка и эксплуатация схемы. Схема некритична к расположению деталей; конструкция устройства выбирается по вашему усмотрению. Детали монтируются на пластине изоляционного материала и помещаются в пластмассовый корпус. Лишь температурный датчик требует к себе особого внимания.

Диоды, входящие в него, должны быть з'ащшцены от воздействия окружающей среды и внешнего потенциала. Этого можно достигнуть, покрыв их тонким слоем эпоксидной смолы. Эта пленка должна быть сделана как можно тоньше, чтобы датчик мог быстро срабатывать на резкое изменение температуры.

undefined

Поместив датчик в сосуд с водой, нагретой до желаемой температуры, можно настроить схему на срабатывание при любой температуре ниже 100 С вращением переменного резистора R5, при этом температура воды определяется с помощью стеклянного термометра.

Температурный датчик может быть смонтирован на большинстве узлов, которые могут выйти из строя от перегрева. Для контроля системы охлаждения датчик монтируется прямо на радиаторе, при этом необходимо следить, чтобы ни один из выводов датчика не имел электрического контакта с металлом.

Если необходимо установить контроль за несколькими областями, критичными к перегреву, можно использовать схему на рис. 2.9, рассчитанную на четыре датчика. В ней 4 раза повторяется выше описанная схема с небольшим! дополнениями в целях обеспечения ее работоспособности. Транзистор (Q1 выполняет функцию буферного усилителя, помогая избежать перегрузки стабилитрона от четырех входов операционных усилителей. Четыре светодиода D14- D17 указывают, какой из датчиков перегрет, при этом включается и звуковой сигнализатор.

Калибровка этой схемы ничем не отличается от настройки одноканального устройства, но может быть использован и любой другой метод. Предварительно проверенные диоды включают в схему с точным соблюдением полярности.