undefined

Тормозная система автомобиля не менее важна, чем аккумуляторная батарея. Если сядет батарея и вы не сможете завести автомобиль, обычно можно найти другой способ передвижения. Но если не удастся вовремя остановить машину, дело кончится травмами или даже смертью для водителя и пассажиров. Нет возможности установить электронный контроль за всеми параметрами тормозной системы. Однако за уровнем тормозной жидкости можно следить с помощью схемы, которая подаст сигнал, как только уровень жидкости станет ниже установленного.

Схема, показанная на рис. 2.6, есть, вероятно, простейший путь в этом направлении. Контроль за уровнем тормозной жидкости ведется на основе измерения сопротивления между металлической емкостью и датчиком, которое при нормальном уровне жидкости составляет примерно 20 кОм. Это недорогой способ слежения за уровнем тормозной жидкости.

Работа схемы. Датчики Р1 и Р2 представляют собой тонкие стержни, опущенные в тормозную жидкость и изолированные от главного тормозного цилиндра. Через резисторы R1 и R2 подается смещение на транзисторы Q1 и Q2. Если уровень тормозной жидкости нормальный, то большая часть тока смещения стекает на землю через жидкость и ни один из транзисторов не открывается. Все сигнализаторы остаются выключенными. Как только уровень жидкости в одном из резервуаров опустится ниже конца датчика, на базе соответствующего транзистора возникнет смещение. Открывшись, он зажжет светодиод, а смещением на базе Q3 включит звуковую сигнализацию.

Номиналы резисторов R1 и R2 могут отличаться друг от друга, поскольку это зависит от коэффициента усиления транзистора и сопротивления между датчиком и корпусом емкости с тормозной жидкостью.

Монтаж и эксплуатация схемы. Для этой схемы также можно использовать любой вид конструкции, какой вас устроит. Единственной относительно критической частью в сборке этой схемы является монтаж двух датчиков. Очистите то место, где будут укреплены датчики. В качестве изолятора используйте небольшое количество эпоксидной или силиконовой смолы. Датчики должны быть погружены в жидкость достаточно глубоко с тем, чтобы схема не срабатывала при расплескивании жидкости во время езды. После того как определите подходящее расположение датчиков, приклейте их эпоксидной смолой.

Чтобы смещение на базах транзисторов еще не открывало их, резисторы R1 и R2 должны быть достаточно большого номинала. Начальное сопротивление мо

жет быть около 330 кОм. После включения питания измерьте напряжение на базах транзисторов. Если оно будет ниже 0,15 В, резисторы подобраны правильно. Проводя подбор резисторов, контролируйте, чтобы датчики были погружены в жидкость на глубину по крайней мере 1,2 см. После того как завершите подбор резисторов, медленно поднимите крышку главного цилиндра и заметьте момент, когда срабатывает схема. Если это произошло слишком быстро и до того момента, как датчики вышли наполовину из жидкости, номинал резистора следует увеличить.

Максимальную величину резистора удобно определять с помощью магазина сопротивлений. Он подключается вместо одного из резисторов R1 или R2. Датчики вынимают из тормозной жидкости и, начиная со значения 220 кОм, увеличивают сопротивление, моста. То сопротивление, при котором отключится индикация (светодиод и звук), будет верхней границей номинала подбираемого резистора. Конкретное его значение определяется, исходя из максимального напряжения на базе транзистора и показаний моста сопротивлений. Разместите светодиоды вблизи себя, чтобы при срабатывании звукового сигнализатора светодиоды показывали, где понижен уровень тормозной жидкости. Если вы не хотите визуальной индикации, то удалите светодиоды, а резисторы R3 и R4 соедините напрямую с положительной шиной питания.