undefined
Если что и можно назвать сердцем автомобиля, так это его аккумулятор. Почти каждый узел в современном автомобиле для своего функционирования требует источник постоянного тока. Когда баТарея разряжается, автомобиль останавливается.

Нет такой волшебной формулы или секрета, "которые могли бы сделать жизнь батареи вечной. Однако можно установить за ней наблюдение с помощью электронной схемы, которая подавала бы сигнал тревоги в самом начале развития неполадки. Конечно, если батарея на несколько лет пережила свой гарантийный срок, схема подаст сигнал, что аккумулятор умирает естественной смертью. В месте с тем это может быть предупреждением о низком уровне электролита, высоких перегрузках, загрязнении клемм аккумулятора, обрыве приводного ремня генератора или других поломках, относящихся к батарее, любая из которых может вызвать остановку автомобиля либо невозможность его завести. Большинство из этих проблем, если они замечены на ранней стадии, можно избежать, не допустив потери скорости и вынужденной буксировки.

Лучшим способом соблюдения режима эксплуатации батареи является постоянное наблюдение за ее напряжением при всех нагрузках и в процессе заряд

ки. На рис. 2.1 показана принципиальная схема служащего этой цели устройства, которое следит за отклонением напряжения от установленного значения. Если отклонение превысило установленные пределы, схема подает звуковой сигнал. Для этого предназначены два светодиода, подсказывающих, как найти и исправить неполадку.

Принцип работы схемы. Схема подключается непосредственно к аккумуляторной батарее автомобиля (рис. 2.1). Батарея является источником питания схемы, которая, в свою очередь, оценивает приложенное напряжение. Стабилитрон D1 образует источник опорного напряжения 5,6 В, используемого обеими частями схемы. База транзистора Q2 соединена с ползунком переменного резистора R5, подключенного напрямую к батарее. Эмиттер транзистора Q2 подсоединен к источнику опорного напряжения. Коллектор транзистора Q2 непосредственно связан с базой Q1 через гасящий резистор R2. В цепь коллектора транзистора Q1 через балластный резистор R3 включен светодиод. Этот же транзистор питает звуковой сигнализатор через диод D4. На эмиттере Q2 всегда поддерживается напряжение 5,6 В, а напряжение на базе варьируется вместе с изменением напряжения батареи. Ползунок резистор! R5 устанавливается в таком положении, чтобы при увеличении напряжения батареи до максимально безопасного уровня смещение на базе Q2 было достаточно для его открывания. Небольшое превышение на батарее установленного уровня ьапря;*ЕНия вызывает открывание транзисто-ров Q1 и Q2, а значит, зажигание светодиода и звуковой сигнал о перезарядке.

Часть схемы, отвечающая за контроль снижения питающего напряжения, аналогична предыдущей, но функционирует обратным образом. Источник опорного напряжения на стабилитроне D1 подает 5,6 В на эмиттер транзистора Q5. При нормальном питающем напряжении, когда резистор R6 настроен на нижний допусти-мьй уровень, транзисторы Q5 и Q4 открыты, а транзистор Q3 закрыт. Если напряжение батареи падает ниже установленного уровня, транзисторы Q5 и Q4 закрываются, подавая смещение на базу Q3 через резистор R7. Он открывается, вызывая зажигание светодиода и звуковой сигнал.

Устанавливать пределы пороговых напряжений лучше всего с помощью точного вольтметра и истошика регулируемого напряжения. Более подробно об этом говорится дальше.

Сборка схемы. Схема может быть собрана на куске любого подходящего изоляционного материала. Соположение деталей произвольное. Конечно, вам следует убедиться в надежности всех электрических и механических соединений. Аккуратность всегда полезна при налаживании или устранении неисправностей в схеме. Собранная схема может быть помещена в любой подходящий металлический или пластмассовый корпус. В случае размещения устройства в районе приборной доски автомобиля следует позаботиться о сочетании цвета корпуса прибэра с интерьером. Если же вы хотите разместить там лишь светодиоды, корпус устройства не имеет никакого значения.

На рис. 2.2 показано расположение компонентов схемы на пластине размером 6,2 х Ю см. Светодиоды и звуковой сигнализатор могут быть смонтированы на передней панели корпуса либо в любом другом удобном месте.

Настройка прибора. Для этого вам понадобиться цифровой или точный аналоговый вольтметр и источник регулируемого напряжения с питанием от сети. Первоначально установите ползунки обоих переменных резисторов в среднее положение и подключите схему к источнику питания. Присоедините вольтметр непосредственно к источнику питания и подайте напряжение 15 В. Конкретный высший предел может варьироваться около 15 В, но если вы установите порог слишком высоким, схема не сможет своевременно среагировать на отклонение. Поэтому надо быть осторожным в выборе верхнего предела,

После того как вы выбрали верхний предел срабатывания, вращением резистора R5 добейтесь загорания светодиода D2 и работы звукового сигнализатора. Для проверки точности настройки уменьшите подаваемое напряжение до 10-11 В и, медленно его увеличивая, заметьте по вольтметру напряжение, когда загорится светодиод. Повторив описанную операцию пару раз, вы добьетесь точной настройки.

Если нижний порог установлен слишком высоким, схема будет срабатывать при запуске двигателя стартером. В целом это неплохо, поскольку позволяет нам увидеть, что схема исправно работает. Установите на выходе источника питания 11 В и настройте резистор R6 так, чтобы светодиод D3 зажегся. Затем, предварительно увеличив подаваемое напряжение, медленно его снижайте, заметив по вольтметру момент, когда загорится светодиод. На этом настройка кончается.

Подключите схему к электрической сети автомобиля так, чтобы при отключенном питании схема была выключена. Нет нужды разряжать на нее батарею, когда автомобилем не пользуются.

undefined