undefined
Автолюбители часто попадают в ситуацию, когда, усевшись в свой автомобиль поздно вечером или ночью, закрыв дверь, начинают искать в темном салоне выключатель освещения для того, чтобы вставить ключ зажигания и пристегнуть ремень безопасности. Затем им приходится снова тянуться к выключателю, чтобы потушить свет. Не надо выполнять эти ненужные движения, если автомобиль оборудован несложной электронной схемой задержки выключения освещения салона. Таким образом, сев в автомобиль и закрыв дверь, вы спокойно можете вставить ключ в замок зажигания, устроиться поудобнее на сиденье и пристегнуть ремень безопасности, поскольку салон после закрывания двери некоторое время остается освещенным. Время, по истечении которого освещение в салоне будет отключено, можно выбрать самому. Обеспечит такой сервис блок задержки, собранный из набора NS099, который предлагает МАСТЕР КИТ.

Блок задержки может успешно использоваться не только в качестве выключателя освещения в салоне автомобиля, но и поможет поставить его на сигнализацию, перед этим дав некоторое время для того, чтобы выйти и захлопнуть дверь. Таким образом, сами видите, насколько полезным может оказаться для автолюбителя подобное устройство.

Технические характеристики

Напряжение питания [В].................................................................12—14

Ток потребления [мА]...............................................................................50

Коммутируемый ток [А]..........................................................................12
Описание работы блока задержки

Внешний вид платы блока задержки с установленными на ней элементами и электрическая схема блока задержки показаны на Рис. 1 и Рис. 2.

В основе работы электронной схемы блока задержки положен принцип емкостного реле, время срабатывания которого определяется постоянной времени параллельной /?С-цепочки.

На схеме, изображенной на Рис. 2, при разовом замыкании кнопки (датчика) SW1 происходит отпирание транзистора VT1.

Ток, протекающий через него, заряжает конденсатор С1. Напряжение заряженного конденсатора прикладывается к входу 9 микросхемы DA1, представляющей собой набор из шести логических инверторов. На выходе 10 первого инвертора формируется сигнал логического нуля, поступающий на вход 11 второго инвертора. Аналогично на его выходе 12 получаем логическую единицу, которая подается одновременно на четыре запараллеленных входа 3,5, 7,14 остальных инверторов. Их выходы 2,4,6,15, соединенные вместе, включены в цепь базы транзистора VT2 через токоограничивающий резистор R7. Параллельное соединение инверторов необходимо для обеспечения их высокой нагрузочной способности по выходу.
Итак, в результате всех инвертирований входного сигнала интегральной микросхемой DA1, на ее выходах 2, 4, 6, 15 получается логический ноль (напряжение, близкое к нулю) что приводит к открыванию транзистора VT2 и срабатыванию реле К1, которое подключает коммутируемую нагрузку к напряжению питания схемы. Таким образом, имитируется эффект нажатого включателя (цепь замкнута).

undefined

Но конденсатор Cl включен параллельно резистивной цепочке R3-R4, поэтому он будет постепенно через нее разряжаться. Как только произойдет полный разряд, на выходе 10 первого инвертора появится логическая единица. Она же будет присутствовать и на выходах 2, 4, 6, 15, и транзистор VT2 закроется, тем самым обесточивая обмотку электромагнитного реле и отключая нагрузку от источника питания схемы (цепь разомкнута). Время задержки электронного блока будет равно времени разряда конденсатора С1, зависящее от сопротивления резистора R3.

Светодиод HL2 индицирует подачу напряжения питания, a HL1 -включение устройства.

Дверной выключатель (датчик) подключается к дополнительным контактам SW1, автомобильный аккумулятор к контактам XI «+» и Х5 «-», а нагрузка к ХЗ и Х4.

Диод VD1 защищает транзистор VT2 от пробоя в момент его переключения, a VD2 — от случайного изменения полярности питающего схему напряжения.

Сборка блока задержки

Перед сборкой блока задержки внимательно ознакомьтесь с приведенными в начале этой книги рекомендациями по монтажу электронных схем. Это поможет избежать порчи печатной платы и отдельных элементов схемы. Перечень элементов набора приведен в Табл. 1.

Места расположения элементов на плате блока задержки показаны на Рис. 3. Отформуйте выводы элементов, установите их на плату и припаяйте выводы.

undefined

Для правильной и корректной работы блока задержки необходимо проделать несколько операций, позволяющих найти причины возможной неработоспособности устройства, иногда приводящие к выходу из строя элементов, а также подключить блок к бортовой электрической сети автомобиля.

Подключите собранную плату блока задержки к дверному выключателю, лампе освещения салона автомобиля и аккумулятору, как показано на Рис. 3. Подайте питание на электронную схему устройства. Подстроечным резистором R3 установите необходимое время задержки. На этом настройка собранного блока задержки окончена. Можно приступать к его эксплуатации.

Для защиты блока задержки от внешних воздействий, например, механических ударов, попадания масла или влаги на электронную схему, имеет смысл поместить блок в корпус.