undefined

Прежде всего, хочу согласиться с тем, что данная статья несовсем подходит для радиолюбительского журнала. Этот материал более близок журналу для автомобилистов. Электроники почти нет, в основном только электромагнитные реле. А предлагаемые в статье схемы может собрать не только начинающий радиолюбитель, но и любой автоэлектрик, не имеющий ни малейшего понятия в электронике. Но, возможно, в этом и состоит их плюс.

Не смотря на свою простоту, эти блокираторы достаточно эффективны, и, реально, могут противодействовать угону автомобиля. К тому же, чтобы оборудовать таким устройством только-что купленную отечественную машину (как новую, так и подержанную) требуется минимальные вложения средств, и время не более одного часа.

Не секрет, что основная масса отечественного автопарка, — это автомобили, оборудованные простой контактной ("классической") системой зажигания. Поэтому и начнем с "классики".

На рисунке 1 показана схема релейного блокиратора для такой системы зажигания. Обмотка реле Р1 включена между "массой" и выводом катушки зажигания, идущим к замку зажигания (или к реле зажигания). В разрыв провода, идущего от катушки зажигания к замку зажигания включена кнопка без фиксации S1 и нормально-разомкнутые контакты реле Р1. Если поворотом ключа включить зажигание, то через разомкнутые S1 и К1 ток на катушку зажигания не пойдет и двигатель не запустится. Чтобы запустить двигатель нужно нажать "секретную" кнопку S1, и удерживая её в нажатом состоянии, включить зажигание. Через замкнутые контакты S1 ток поступает на катушку зажигания и реле Р1. Реле приходит в действие, и своими контактами дублирует кнопку S1. Теперь, после отпускания S1, ток на катушку зажигания будет поступать через контакты реле. Двигатель будет работать.

При выключении зажигания реле обесточится и схема вернется в исходное состояние.

Такая схема имеет существенный недостаток, состоящий в том, что у угонщика есть возможность пустить двигатель бросив провод от плюса аккумулятора на катушку зажигания. Схема показанная на рисунке 2 исключает такую возможность. Здесь используется реле с
переключающими контактами. Как известно, чтобы происходило искрообразование, контакты прерывателя системы зажигания должны периодически размыкаться, создавая импульс тока в низковольтной намотке катушки зажигания. Помешать искрообразованию можно либо отключив ток от этой намотки, либо заблокировав прерывание этого тока. Вторая схема, именно, блокирует процесс прерывания тока. Нормально-замкнутые контакты реле Р1 включены параллельно прерывателю.
(даже "бросив провод") обмотка реле Р1 останется обесточенной, и его контакты своего положения не изменят. Работа прерывателя системы зажигания не приведет к искрообразованию и двигатель не заведется.

Чтобы завести двигатель, нужно, как и в пред-идущем варианте, нажать "секретную" кнопку S1, и, удерживая её в нажатом положении, включить зажигание. Через S1 ток поступает на обмотку реле Р1, и его контакты переходят в противоположное положение. После запуска двигателя S1 можно отпустить. Контакты реле останутся в этом положении и не будут мешать работе системы зажигания.

Поспе выключения зажигания схема возвращается в исходное положение.

На рисунке 3 показана схема релейного блокиратора системы зажигания для автомобилей, оснащенных бесконтактной системой зажигания. Схема имеет много общего с блоки-
ратором на рисунке 1. Разница в том, что параллельно включенные кнопка S1 и контакты реле К1 включаются в разрыв провода, идущего от замка зажигания (или реле зажигания) не к катушке, а к четвертому контакту "восьмерочного" коммутатора зажигания. Здесь, точно так же, чтобы пустить двигатель, нужно сначала нажать кнопку S1, и удерживая её в нажатом состоянии, пустить двигатель. Затем кнопку можно отпустить.

Все три предложенные схемы только мешают завести двигатель и, таким образом, препятствуют угону автомобиля, но никак не информируют владельца о преступных посягательствах на его транспортное средство. Поэтому, желательно, чтобы при попытке "несанкционированного" запуска двигателя, включалась звуковая сигнализация

На рисунке 4 показана модификация схемы первого варианта блокиратора (рис.1). Нужно установить кнопку и реле с переключающими контактами и добавить еще одно реле. Теперь, если попытаться включить зажигание не нажав, предварительно, на S1 происходит следующее. Помимо всех, выше описанных, процессов по блокировке зажигания, ток от замка зажигания через нормально-замкнутые контакты К1 поступает на автомобильный сигнал, вызывая его звучания. В то же время, через нормальнозамкнутые контакты S1 ток поступает на обмотку второго реле Р2. Контакты этого реле приходят в действие и дублируют замок зажигания. Теперь, даже, если злоумышленник выключит зажигание.сигнал продолжит звучать до тех пор, пока владелец машины не нажмет кнопку S1 (или пока не "сядет” аккумулятор).

На рисунке 5 показана схема такого блокиратора, с сигнализацией, для автомобиля с бесконтактной системой зажигания.

Во всех пяти схемах используются стандартные электромагнитные реле типа 90.3747 от автомобилей "ВАЗ". Нумерация выводов реле на схемах выполнена согласно маркировке на корпусе реле.