undefined
Большинство автосторожей, опубликованных в радиолюбительской прессе за последние десять лет, построены на основе цифровых микросхем. Это не удивительно, цифровые микросхемы позволяют реализовать самые разнообразные функции. Но не стоит забывать и о предельно простых охранных устройствах построенных на элекромагнит-ных реле или тиристорах и транзисторах.

Автосторож, построенный по схеме, показанной на рисунке, прошел более чем 20-летние испытания и зарекомендовал себя как надежное и простое устройство, способное эффективно охранять легковой автомобиль марки "BA3-2103". Алгоритм автосторожа похож на алгоритмы работы простых сторожей построенных на одной-двух микросхемах серии К561 или К176. Он включается потайным тумблером, и после включения отрабатывает выдержку времени 10-15 секунд, которая дается водителю на закрывание всех дверей. Затем сторож переходит в охранный режим и в этом режиме потребляет ток не более 5 мА. Теперь, если открыть дверь сработают дверные выключатели, замыкающие контакт на массу. И через 5-7 секунд после этого начнется прерывистая сигнализация при помощи дополнительного сигнала, установленного в автомобиле так, чтобы его было трудно отключить или сломать извне. Период прерывания примерно равен 3-4 сек.

Перед выходом из машины включают сторож тумблером S1, расположенном в "секретном" месте салона. Если при этом дверь открыта (контакты дверного выключателя "Д.В." замкнуты) С1 шунтирован управляющим переходом VS1 и прямым сопротивлением VD1, и он не заряжается. После закрывания дверей контакты Д.В. размыкаются и начинается зарядка С1 через R1. На это уходит примерно 10-15 секунд. После того как С1 зарядится сторож переходит в режим охраны.

При открывании двери контакты Д.В. замыкаются и тиристор VS1 открывается сильным током разрядки С1 через низкое сопротивление Р2-управляющий переход VS1 -
PS1 самоблокируется (PS1 дублируют Д.В.) и остается в таким состоянии даже после закрывания двери.

В это же время замыкаются и вторая контактная группа реле — PS2. Что приводит к поступлению напряжения на транзисторы VT1-VT3. На VT1 и VT2 собран аналог однопереходного транзистора. Сразу после срабатывания реле однопереходной транзистор закрыт падением напряжения на R6. VT3 открыт и шунтирует управляющий электрод VS2, который держится в закрытом состоянии. Конденсатор С2 постепенно заряжается через R3 и как только напряжение на нем превысит напряжение на R6 (на это уходит 5-7 секунд) однопереходной транзистор откроется, что приведет к закрыванию VT3, и следовательно, к открыванию тиристора VS2. Зазвучит сигнал В1, а через VS2 будет протекать прерывистый ток.

Теперь начнется разрядка С2 через R3 и однопереходной транзистор на VT1 и VT2. И примерно через 2 секунды С2 разрядится до момента закрывания однопереходного транзистора. Это приведет к закрыванию VS2 и наступит пауза, которая продлится до момента заряда С2 до уровня открывания однопереходного транзистора. Так будет происходить колебательный процесс, вызывающий прерывания сигнализации, который будет продолжаться до тех пор пока не выключить S1.

Реле РЭС-22 должно быть на напряжение срабатывания 10-13В.
Хавец К. Я.