Автомобильный звуковой сигнал поворотников
Схема т.н. бипера состоит из генератора на К561ЛЕ5. Звуковой пъезо-излучатель типа ЗП-3 или аналогичные. Подстроечным резистором подбираем на свой вкус тон звука; я настраивал на максимальную резонансную громкость. Диод по питанию защищает от переплюсовки. Микросхема на панели; не забудьте впаять перемычку на плату под микросхемой.
Рисунок печатной платы
Рисунок печатной платы (в формате Sprint Layout)
Детали схемы по номиналам могут быть чуть больше или чуть меньше (но малогабаритные):
сопротивление 10 ком – от 5 ком до 50 ком;
подстроечник 100 ком – от 68 ком до 500 ком (вертикального исполнения);
конденсатор 100 мф – от 47 мф до 500 мф на напряжение не меньше 16в;
конденсатор 0,1 мф – от 0,1 мф до 0,47 мф (обозначения 104, 154, 224, 474);
диод – по идее любой исправный подойдет;
пьезо-излучатель – хоть из музыкальных открыток;
микросхема ЛЕ5 заменима на ЛА7 из серий К176, К561, К564, К164 (эти варианты я не проверял).
Размер платы примерно 20 х 22 мм. Плату с излучателем помещаем в подходящий коробок. Провода питания подключаем параллельно проводам, идущих от разъема реле-прерывателя поворотников. Я аккуратно вытащил клеммы из разъема, примотал провода, закрутил их изолентой и затем клеммы установил назад в разъем. Включив поворотник (или "аварийку"), настраиваем тон звука.
Устройство надежно работает уже около года. Некоторые пассажиры раздраженно отмечают, что таким звуком гестаповцы пытали советских разведчиков. Я привык к этому звуку, более того, бипер хорошо слышно на фоне громкой музыки в машине.
Тимофей Носов
ntv1978 [ a ] mail.ru
www.miliamper.narod.ru