Регистратор проезжающего автомобиля
Проезд автомобиля в охраняемую зону может причинить большие неприятности, если не будет вовремя замечен и проверен. Обычно для этого применяют телевизионные камеры с человеком, неусыпным взглядом следящим за мониторами. Но и здесь есть возможность для злоумышленников проскочить незамеченными. Предлагаемая же схема позволяет исключить такие моменты. Ома не заснет, утомившись, и, пока есть питание, не даст ни одному автомобилю проследовать незамеченным. Конечно, электроника - не всегда единственный и, тем
более, лучший выход. Но когда охрана территории иными методами обременительна, на первое время можно обойтись и такой, пока не будет готова более совершенная система. Предлагаемая конструкция может войти в состав другой, более сложной системы по той причине, что все же способна разбудить переутомившуюся охрану.
Схема устройства показана на рис. 3.28. Основу его составляет мост, где сравнивается неизвестная величина индуктивности с известной емкостью. Их разница первоначально балансируется переменными резисторами. Мост запитывают от источника переменного напряжения и по уровню сигнала на выходе моста определяют разбаланс. Он происходит из-за незначительных изменений индуктивности катушки, когда мимо нее проезжает массивный автомобиль.
Описание и работа схемы. Теперь, когда вы знаете, как работает измерительный мост, обсудим функции остальных компонентов схемы. На транзисторе Q1 и сопутствующих деталях собран генератор низкой частоты (ГНЧ), работающий на частоте около 10 кГц. Он подключен к измерительному мосту через вторичную обмотку трансформатора 77. Измерительный мост балансируется переменными резисторами R1-R3 по околонулевому сигналу на его выходе. Сигнал снимается с точки соединения резистора R5 и катушки индуктивности L1 и поступает на двухкаскадаый усилитель на транзисторах Q2 и Q3. Усиление первого каскада регулируется переменным резистором R4. С выхода усилителя сигнал поступает на диодный выпрямитель и далее на смещение транзистора Q4, управляющего электромагнитным реле Р1. Когда измерительный мост должным образом сбалансирован, реле в цепи коллектора транзистора Q4 отключаю. А теперь предположим, что катушка L1, намотанная в виде рамочной антенны, скрыта под дорогой. Тогда любой проезжающий автомобиль вызовет изменение ее индуктивности. Это однозначно приведет к разбалансу измерительного моста и срабатыванию реле Р1.
Сборка схемы. Детали схемы монтируются на плате из изоляционного материала по вашему усмотрению. Для настройки устройства удобно все переменные резисторы разместить в линию на одной из сторон корпуса устройства.
Изготовление рамочной антенны. Антенна наматывается на квадратной деревянной или пластмассовой раме с размером сторон 64 см. Форма ее не так важна. Обмотка состоит из 50 витков провода сечением 0,13 мм2. Если вам не подходят такие большие размеры антенны, можно взять их чуть меньшими и намотать из расчета 105 м провода. Намотку производят внавал. В любом случае параметры полученной антенны будут ненамного отличаться от заложенных в схему. Размещая антенну на расстоянии более 3 м от схемы, обязательно используйте экранированный провод.
Ввод схемы в работу. Конечно, самое важное для работы схемы - правильно расположенная антенна. Она закапывается в землю на глубину не более, чем это необходимо во избежание повреждения проезжающими автомобилями. Предварительно ее оборачивают в пленку для защиты от сырости. Слой земли 5-7 см толщиной вполне защитит ее.
Но перед тем необходимо проверить работоспособность всего устройства. Подключите антенну к схеме через кабель, который будет использоваться при установке антенны на место. Расположите антенну вдали от металлических предметов и подведите к схеме питание. Каждый переменный резистор установите в среднее положение и посмотрите на реле — вероятнее всего, оно сработало. Между катодом диода D1 и общим проводом подключите вольтметр. Переключатель пределов измерения поставьте на 5 или 10 В. Последовательно резисторами R1-R3 добейтесь наименьших возможных показаний вольтметра. Самая точная настройка здесь производится резистором R3.
Если реле осталось включенным даже при наилучшем балансе, резистором R4 снизьте усиление схемы чуть ниже уровня, при котором реле отпустит контакты.
После того как вы закопаете антенну в назначенном месте, необходимо будет снова произвести балансировку. Весьма важна для надежной работы схемы установка надлежащего уровня усиления. Тут неплохо будет поэкспериментировать с разными видами передвижных средств и установить самое низкое надежное усиление.
Может также оказаться необходимым поправить балансировку схемы в разное время года из-за влияния на антенну перепада температур. Если вы собираетесь установить несколько подобных устройств, следите, чтобы расстояния между их антеннами были не меньше 7,5 м. Иначе будет невозможно добиться баланса мостов.