undefined


При эксплуатации отечественных автомобилей многих автолюбителей не всегда устраивает встроенный в приборную панель индикатор разряда аккумуляторной батареи автомобиля

Но не стоит отчаиваться. Выход всегда найти можно. И МАСТЕР |КИТ поможет в этом, предложив очень простое, миниатюрное и недо-I рогое устройство. Оно легко устанавливается на приборной доске ав-I томобиля, позволяет контролировать состояние аккумуляторной бата-I реи либо работоспособность зарядного устройства, предотвращая ■преждевременный выход из строя аккумулятора. Индикатор заряда I поможет сэкономить деньги и избавит от непредвиденных ситуаций.

Устройство питается от бортовой сети автомобиля, одновременно ■ индицируя уровень напряжения в ней при помощи трех светодиодов: красный светодиод сигнализирует о том, что напряжение бортовой сети \ менее 11.5 В; зеленый — норма; оранжевый сигнализирует, что напря-I жение превышает 13.5 В.

Технические характеристики

Напряжение питания [В].........................................................................12

Максимальный ток потребления [мА]................................................40

Описание работы индикатора заряда аккумуляторной батареи

Внешний вид индикатора заряда аккумуляторной батареи и его электрическая схема показаны на Рис. 1 и Рис. 2.

Схема устройства представляет собой простейший электронный вольтметр постоянного напряжения, порог срабатывания которого определяется обратимым пробоем стабилитронов, включенных в соответствующих ее плечах. Имеются три плеча, нагруженных на индикаторные светодиоды: плечо пониженного напряжения бортовой сети (менее 11.5 В) D1D4; нормального напряжения D2Z3TR1; повышенного напряжения (свыше 13.5 В) D3Z1Z2TR2.

Из теории известно, что в рабочем состоянии при обратимом пробое стабилитрона ток через него может быть весьма существенным, и, наоборот, на начальном участке он довольно мал. Поэтому, когда напряжение бортовой сети заниженное, стабилитроны Z1-Z3 не позволяют открыться ключевым транзисторам TR1 и TR2. Тем не менее ток плеча D1D4 достаточен для уверенного свечения светодиода D1, сигнализирующего разряд аккумуляторной батареи.

При нормальном напряжении аккумулятора возникает пробой стабилитрона Z3. Транзистор TR1 открывается, зажигая светодиод D2. Поскольку падение напряжения на открытом транзисторе мало, цепочкой D2TR1 происходит шунтирование плеча D1D4, что приводит к погасанию красного светодиода.

При завышенном напряжении бортовой сети открываются стабилитроны Z1Z2, отпирая транзистор TR2, который поджигает светодиод D3.

Логика работы схемы при уменьшении напряжения бортовой сети такая же, но с обратным эффектом потухания светодиодов: сначала D3, затем D2 и загоранием D1. Конечно, в совсем безнадежном случае, когда входное напряжение схемы уменьшится до некоторого порога, примерно вольт до двух, погаснет и этот светодиод. Но до такого, будем надеяться, не дойдет!

Сборка индикатора заряда аккумуляторной батареи

Перед сборкой индикатора заряда аккумуляторной батареи внимательно ознакомьтесь с приведенными в начале этой книги рекомендациями по монтажу электронных схем. Это поможет избежать порчипечатной платы и отдельных элементов схемы. Перечень элементов I набора приведен в Табл. 1.

undefined
Отформуйте выводы элементов, установите их на плату и припаяйте. После монтажа элементов набора на печатную плату подключите устройство к аккумулятору согласно схеме, показанной на Рис. 3. Проверьте полярность подключенного питания. Неправильное подключение полярности источника питания может привести к выходу из строя транзисторов.

Подобный индикатор заряда может собрать даже начинающий радиолюбитель или автолюбитель. Набор NS020 уже полностью укомплектован всем необходимым, поэтому остается лишь выполнить монтаж компонентов.