ОХРАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Предлагаемое устройство позволяет организовать охрану вашей Собственности. В зависимости от установленных датчиков охранная система может реагировать на различные колебания кузова автомобиля, открытие дверей и т. д. При этом контакты установленного на охраняемый объект датчика должны быть нормально разомкнутыми.
В отличие от уже имеющихся на рынке охранных устройств, охранная система собранная на базе набора NS015, имеет гораздо меньшую стоимость. Причем эффективность ее использования при грамотном монтаже внутри охраняемого объекта и правильном подключении датчиков ничем не хуже дорогих промышленных вариантов Конечно, описанное ниже охранное устройство не может обеспечить всех тех сервисных функций, которые имеются у более дорогих устройств, однако оно значительно выигрывает в цене, а значит, доступно широкому кругу наших читателей. Со своими непосредственными задачами оно справится без всяких проблем и не допустит злоумышленнику воспользоваться вашей собственностью.
Используя охранную систему NS015, можно организовать охрану автомобиля, гаража, квартиры или офиса. Причем количество датчиков, подключенных к описываемому охранному устройству, может быть практически неограниченно. Подключать их необходимо параллельно друг другу. Естественно, в этом случае охраняемый объект оказывается защищенным гораздо надежнее, чем при использовании одного или двух датчиков. Кроме того, все датчики могут быть различными создавая несколько степеней защиты охраняемого объекта. Скажем, возможно сочетание групп герконовых контактных датчиков и вибродатчиков.
Технические характеристики
Напряжение питания [В]...................................................................6—12
Максимальный ток нагрузки [А]............................................................3
Описание работы охранного устройства
Внешний вид охранного устройства и его электрическая схема показаны на Рис. 1 и Рис. 2.
Рассмотрим работу схемы при ее переходе из дежурного режима работы в рабочий, и наоборот.
В дежурном режиме, установившемся после включения питания, на выводе 3 микросхемы-таймера IC2, присутствует напряжение, соответствующее низкому логическому уровню, близкому к нулю. Транзисторы TR1 и TR3 оказываются запертыми, а электрическая цепь, в которую включена нагрузка, например сирена, разорванной со стороны общего провода.
Теперь имитируем вторжение злоумышленника кратковременным замыканием контактов схемы 5 и 2. Общая точка радиоэлементов C1R2 оказывается соединена с нулевым потенциалом через ограничительный резистор R6. Напряжение в этой точке схемы начинает медленно уменьшаться, поскольку через резистор R2 начинается разряжаться конденсатор С1 (на выводе 3 таймера IC1 присутствует логи-ческий ноль, поскольку он в данный момент находится в ждущем состоянии). Время разряда конденсатора С1, зависящее от сопротивления резистора R2, определяет время задержки включения рабочего режима охранного устройства, то есть включение сирены.
Как только напряжение в этой точке схемы достигает логического нуля, срабатывает запускающий триггер микросхемы IC2, формирУ'
ющей на своем выводе 3 импульс напряжения, соответствующий по амплитуде логической единице. Длительность этого импульса определяется параметрами элементов цепочки R5C8. Сформированный микросхемой IC2 импульс через резистор R4 переводит ее обратно в ждущий режим. Но, поскольку конденсатор С1 еще разряжен, после прохождения импульса триггерный вход 2 таймера IC2 оказывается снова под низким потенциалом логического нуля. Поэтому процесс формирования импульса на выходе IC2 повторяется. Таким образом, на таймере IC2 реализована автогенераторная схема, формирующая на своем выходе последовательность прямоугольных импульсов с заданными временными параметрами.
Импульсный сигнал таймера IC2 заставляет транзисторы TR1 и TR3 открываться с такой же частотой, что приводит в работу сигнальное устройство (сирену). Но время его работы ограниченно. Поэтому сирена автоматически выключится примерно через 20...30 с работы. Дело в том, что транзистор TR3 через цепочку элементов C7-R9-R8 постепенно разряжает конденсатор С6, периодически замыкая положительный вывод конденсатора С7 на нулевой провод схемы. В итоге
сопротивление разряженного конденсатора С7 становится малым, а ток в базовой цепи транзистора TR4 существенным, достаточным для его открывания.
Момент открывания транзистора TR4 означает отключение сирены и переход охранного устройства обратно в дежурный (ждущий) режим. Происходит это потому, что транзистор TR4 сбрасывает оба таймера (1C 1 и IC2) в исходное (ждущее) состояние по выводу 4, поэтому автогенерация невозможна до следующего срабатывания датчика.
Сборка охранного устройства
Перед сборкой охранного устройства внимательно ознакомьтесь с приведенными в начале этой книги рекомендациями по монтажу электронных схем. Это поможет избежать порчи печатной платы и отдельных элементов схемы. Перечень элементов охранного устройства приведен в Табл. 1.
Отформуйте выводы элементов, установите их на плату и припаяйте выводы. Перед эксплуатацией собранного охранного устройства его необходимо правильно настроить. Последовательность операций, которые при этом надо выполнить, следующая:
• подключите провода от стабилизированного источника питания, следуя схеме подключения, показанной на Рис. 3
проверьте полярность подключенного питания. Неправильное подключение источника питания может привести к выходу из строя микросхем и транзисторов;
к контактам 2 и 5 подключите датчик либо кнопку, а к 3 и 4 — сирену СРис.зу,
еще раз проверьте правильность монтажа; включите питание и попробуйте замкнуть контакты датчика; если все сделано правильно, то звук сирены возвестит о том, что настройка окончена.