undefined
Если вы являетесь обладателем автомобиля, то устройство, собранное на основе предлагаемого набора, может вас заинтересовать. Устройство служит для повышения безопасности движения путем снижения вероятности возникновения аварии. Оно управляет лампами стоп-сигналов автомобиля или мотоцикла следующим образом: при нажатии на педаль тормоза тормозные лампы в течение нескольких секунд работают в импульсном режиме (происходит несколько вспышек ламп), а затем лампы переходят в обычный режим непрерывного свечения. Таким образом, фонари стоп-сигналов значительно эффективнее привлекают к себе внимание водителей других автомобилей, уменьшая вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Простота конструкции устройства управления стоп-сигналами, легкость настройки и надежность делают его привлекательным. Собрать и использовать устройство может автовладелец, даже не обладающий навыками радиолюбителя.

Технические характеристики

Напряжение питания [В].........................................................................12

Ток потребления [мА]...............................................................................20

Максимальный коммутируемый ток [А]...........................................12

Описание устройства управления стоп-сигналами

На Рис. 1 приведен общий вид устройства управления стоп-сигналами в сборе, а на Рис. 2 — его электрическая схема.

Устройство собрано на двух таймерах серии 555 (DA1 и DA2). Таймер DA1 включен по схеме одновибратора, a DA2 — по схеме мультивибратора. При подаче напряжения питания запускается мультивибратор DA2. Частота его импульсов, а следовательно, частота вспышек ламп стоп-сигналов, определяется времязадающей цепочкой C4-R6-R7. Регулировать постоянную времени цепочки, а значит, и частоту мигания ламп можно подстроечным резистором R6.

Одновременно с мультивибратором DA2 включается одновибра-тор DA1. Он вырабатывает одиночный импульс длительностью от 0.5 до 3 секунд. Длительность этого импульса зависит от номиналов элементов времязадающей цепочки C2-R3-R2 таймера на микросхеме DA1. Длительность сформированного DA1 импульса можно изменять при помощи подстроечного резистора R2. Одиночный импульс, вырабатываемый DA1, является запускающим для мультивибратора DA2. После окончания этого импульса на выходе 3 таймера DA1 появляется напряжение НИЗКОГО уровня. Это напряжение через диод VD2 и резистор R4 поступает на времязадающий конденсатор С4 мультивибратора DA2 и принудительно устанавливает на нем напряжение, близкое к нулю. Тем самым запрещается дальнейшая выдача импульсов на вывод 3 таймера DA2. Импульсы с выхода 3 таймера DA2 через резисторы R8 и R9 поступают на токовый усилитель, роль которого выполняет транзистор VT1. Его нагрузкой является реле К1. Коммутация сигнальных ламп осуществляется нормально замкнутыми контактами реле. Элементы Rl, С1 и VD1 необходимы для быстрого перезапуска 

таймера DA1. Диод VD3 предотвращает пробой транзистора VT1 во время работы его в ключевом режиме.

Таким образом, при подаче питания с выключателя сигнала торможения устройство выдает на лампы серию импульсов, частота следования которых задается положением движка R6, а продолжительность импульсной работы определяется положением движка R2. После окончания серии импульсов устройство переходит в обычный режим непрерывного горения ламп.

Питание на устройство поступает через защитный диод VD4. Далее происходит фильтрация питающего напряжения ЯС-фильтром на элементах R10, С6, С7.

Замыканием контактов 1 и 2 переключателя SW1 осуществляется выключение импульсного режима горения стоп-сигналов. Замыканием контактов 2 и 3 этого же переключателя производится включение импульсного режима горения стоп-сигналов.

Сборка устройства управления стоп-сигналами

Для того чтобы свести к минимуму ошибки монтажа и предотвратить выход из строя радиокомпонентов воспользуйтесь правилами сборки и монтажа радиоэлектронных схем, приведенных на страницах этой книги. Все элементы набора перечислены в Табл. 1. Перед сборкой устройства ознакомьтесь с монтажной схемой на Рис. 3. Для удобства монтажа на плате нарисованы все элеметы, которые должны быть установлены на нее

undefined

undefined

Порядок монтажа элементов на плату и ее настройку лучше всего осуществлять в следующем порядке:

• проверьте комплектность набора;

• установите проволочную перемычку J1 (7.5 мм) и отформуйте выводы радиоэлементов;

• установите сначала малогабаритные, а потом остальные элементы на плате согласно Рис. 3\

• промойте плату от остатков флюса этиловым спиртом;

• проверьте правильность монтажа;

• визуально просмотрите собранное устройство и проверьте, не возникло ли в процессе пайки замыканий между токоведущими дорожками, при обнаружении удалите их паяльником или острым ножом;

• установите движки подстроечных резисторов R2 и R6 в среднее положение;

• замкните переключатель SW1 в положение 1-2;

• соблюдая полярность, подключите источник напряжения (провод от концевика педали тормоза и массу автомобиля) и нагрузку (лампы стоп-сигналов), для удобства их подключения на плате предусмотрены посадочные места под штыревые контакты или клеммные винтовые зажимы.

Теперь можно опробовать устройство в работе. Конструкция предусматривает установку платы в корпус, для этого имеются монтажные отверстия по краям платы диаметром 3 мм. Корпус не входит в комплект набора, его можно выбрать из каталога корпусов, приведенного в этой книге. Устройство удобно поместить в багажнике автомобиля в непосредственной близости к стоп-сигналам.