КТО ТОЧНЕЕ ПОПАДЕТ?
На земле (или на полу в помещении) стоит щит с мишенью из двух металлических колец и такого же «яблочка». От щита тянется к условной линии метания, расположенной в нескольких метрах, гибкий многожильный провод с небольшим металлическим диском (или кольцом) на конце. Участник игры мечет диск в сторону щита, стараясь попасть в «яблочко» мишени. Если это удается, зажигается красная сигнальная лампа, при попадании в то или иное кольцо вспыхивает соответствующая лампа иного цвета, при промахе же ни одна лампа не светится.
Работу этой игры разберем по ее принципиальной схеме, приведенной на рис. 74. Детали мишени подключены через резисторы Rl—R3 к управляющим электродам тринисторов VS1—VS3. В данном случае тринисторы выполняют роль быстродействующих электронных включателей. Достаточно на мгновенье коснуться металлическим диском ХР1 (обозначение диску присвоено по аналогии со штырьковым контактом), например, «яблочка» мишени, как сразу же откроется тринистор VS1 и замкнет цепь питания сигнальной лампы HL1 (она окрашена в красный цвет). Одновременно сработает реле К1 и разомкнет своими контактами К1.1 и К1.2 цепи питания других сигнальных ламп. Сделано этс для того, чтобы при случайном попадании диска сразу на два кольца мишени или на кольцо и «яблочко» зажигалась лишь одна из ламп — соответствующая цели, которой диск коснулся чуть раньше.
Тринистор будет включен, а лампа светиться до тех пор, пока выключателем SB! не снимут напряжение с его анода. После этого устройство возвратится в исходное состояние.
Для игры Подойдут любые тринисторы из серий К.У201, Д235, Д238, но о возможно меньшим током через управляющий электрод, при котором трини-стор открывается. Электромагнитные реле — любые, срабатывающие при напряжении 4... 5 В и содержащие по две группы размыкающих или переключающих контактов. Подойдут, например, реле РЭС9, паспорт РС4.524.203. Можно использовать реле с несколько большим напряжением срабатывания (до 7 В), но у них придется вскрыть крышку и ослабить возвратную пружину, чтобы реле было способно срабатывать при меньшем напряжении. Сигнальные лампы — на напряжение 6,3 В, источник питания — четыре гальванических элемента 373, соединенных последовательно.
Детали монтируют на задней стенке слегка наклоненного щита, устанавливаемого на земле или на полу на подпорках. На лицевой стенке щита укрепляют кольца и «яблочко», вырезанные, например, из жести. Сверху к щиту прикрепляют защитный прозрачный козырек (например, из толстого органического стекла), на котором устанавливают с внутренней стороны сигнальные лампы, окрашенные в разные цвета или прикрытые цветными светофильтрами. Кнопочный выключатель сброса SB1 укрепляют в одном из верхних углов щита.
Выключателя питания в этой игре нет, поскольку в исходном состоянии она не потребляет тока. Но при длительном бездействии игры источник все же желательно отключать.
Игра не требует налаживания и при правильном монтаже и исправных деталях начинает работать сразу. Если при касании диском какого-нибудь кольца или «яблочка» соответствующая лампа не зажигается, вероятная причина — недостаточный ток через управляющий электрод тринистора. В этом случае следует уменьшить сопротивление резистора в его цепи.