undefined

Схема импульсного стабилизатора для питания малогабаритной аппаратуры приведена на рис. 2.4-11. Такой стабилизатор может применяться в любых устройствах с автономным питанием (например, от 3-х элементов типа 316), он обеспечивает поддержку питающего напряжения на у ровне 5 В даже при глубоком разряде батареек.

Основой узла служит мультивибратор на транзисторах VT1 и VT2. При открытом транзисторе VT2 происходит накопление энергии в трансформаторе Тр1. при его запирании — передача накопленной энергии во вторичные цепи. Транзисторы VT3 и VT4 входят в цепь стабилизации вторичного напряжения. Пока выходное напряжение стабилизатора меньше номинала (+5 В), транзистор VT3 закрыт, транзистор VT4 включен и насыщен, длительность коллекторных импульсов транзистора VT2 максимальна (напряжение на выходе узла питания повышается). При достижении выходным напряжением +5 В номинального значения транзистор VT3 приоткрывается, коллекторный ток транзистора VT4 уменьшается, длительность импульсов тока транзистора VT2 уменьшается, выходное напряжение стабилизируется. В цепи питания -5 В стабилизация не осуществляется.

Фильтры С5, С7, LI, СЮ и С6, С8, L2, С11 служат для сглаживания пульсаций выходного напряжения, диод VD1 облегчает пуск преобразователя (в нормальном режиме работы он закрыт). Конденсатор С9 обеспечивает устойчивость цепи стабилизации.

Для трансформатора Тр1 используется кольцевой магнито-провод из феррита 600НН типоразмера 12x9x8 мм. Все три обмотки наматывают одновременно сложенным вчетверо проводом марки ПЭЛШО 0,1 мм, число витков каждой обмотки — 100. Две обмотки соединяют параллельно и используют как первичную.

Настройку стабилизатора рекомендуется производить в следующей последовательности Вначале между его выходами +5 В и -5 В устанавливается резистор 1 кОм и подбором стабилитрона VD4 выставляется напряжение +5±0.1 В. Подбирая резисторы R2, R5 и конденсатор С4 следует добиться неизменности выходных напряжений в диапазоне входных напряжений 3... 5 В. Потребляемый ток при входном напряжении 4.5 В должен быть около 40 мА, ток холостого хода не должен превышать 5 мА.