undefined
Антенный усилитель, собранный из деталей предлагаемого набора, предназначен для улучшения качества радиоприема автомобильных приемников и магнитол. При его использовании достигается почти трехкратное увеличение дальности уверенного приема. Набор этот пользуется повышенным спросом и вот почему.

В 90-х годах во многих городах началось освоение нового диапазона УКВ (88...108 МГц). Это так называемый «FM-диапазон». В этом диапазоне появились радиостанции с более привлекательными программами, что привело к совершенствованию радиоприемных устройств. Возможность повышения качества приема новых и бывших общесоюзных радиостанций вызывают большой интерес у потребителей. Наиболее остро проблема высококачественного радиоприема встает перед автолюбителями, когда условия приема невозможно предсказать, т. к. расстояние до передающих станций, их мощность и взаимное расположение постоянно меняются во время движения. При этом сильные помехи приему создает электрооборудование автомобиля.

Для уверенного приема при значительном удалении от передающих станций или недостаточной величине принимаемого сигнала желательно использовать антенный усилитель или активную антенну. Автомобилисты, поддавшиеся на рекламу, стремятся приобрести дорогостоящие импортные активные антенны с «фантастическими параметрами». А ведь в большинстве случаев можно обойтись штатной автомобильной антенной и правильно выбранным антенным усилителем!

Критерий выбора антенного усилителя — максимальное качество приема сигналов всех возможных радиостанций в данной местности. При выборе антенного усилителя необходимо учитывать следующее:

• полоса пропускания усилителя должна полностью перекрывать весь радиовещательный диапазон (0.15... 108 МГц) при минимальной неравномерности амплитудно-частотной характеристики (АЧХ);

• оптимальное значение коэффициента усиления должно составлять 15...25 дБ, т. к. при меньшем усилении незначителен выигрыш в качестве приема удаленных или маломощных радиостан

ций, а при большем — возможна перегрузка самого усилителя и входного каскада магнитолы вблизи мощных передающих станций или других источников помех;

• усилитель должен сохранять работоспособность в широком диапазоне питающих напряжений и температур;

• усилитель должен иметь большой динамический диапазон, чтобы снизить вероятность перегрузки усилителя большим входным сигналом;

• для получения максимального отношения сигнал/шум коэффициент шума усилителя должен быть минимальным.

Покупая или изготавливая самостоятельно антенный усилитель, необходимо обратить внимание на возможность его установки рядом с антенной или на самой антенне. Усилитель, установленный около антенного входа приемника, одинаково усиливает полезный сигнал и помехи от электрооборудования автомобиля. При этом значительно снижается отношение сигнал/шум и качественный прием становится невозможным.

Предлагаемый антенный усилитель обеспечивает высокое качество приема. Усилитель практически не нуждается в настройке, прост в сборке и подключении, а в эксплуатации отличается надежностью и стабильностью. Кроме того, достоинствами усилителя является малое количество деталей, отсутствие индуктивных элементов и высокая повторяемость характеристик.
Технические характеристики
Коэффициент усиления [дБ]..................

Напряжение питания [В].........................

Ток потребления, не более [мА]............

Диапазон рабочих частот [МГц]...........

Неравномерность АЧХ, не более [дБ]. Волновое сопротивление кабеля [Ом]
........20 ±3

6.01-15.0

................10

...0.1-150
0.5

.75
Антенный усилитель (Рис. 1) выполнен по классической двухкаскадной схеме. Резисторы Rl, R2 и R4...R6 предназначены для стабилизации режимов транзисторов VT1, VT2 по постоянному току при изменении напряжения питания и температуры, а также при замене транзисторов. Все элементы выбраны таким образом, что обеспечивают максимально равномерную амплитудно-частотную характеристику усилителя.

Применение высокочастотных малошумящих биполярных транзисторов 2SC2926 с граничной частотой более 1 ГГц позволило уменьшить собственные шумы усилителя до минимума. Даже замена транзисторов 2SC2926 на транзисторы 2SC1923 с верхней граничной частотой 550 МГц незначительно влияет на параметры усилителя. Ухудшаются лишь шумовые характеристики.

Все входящие в набор элементы {Табл. 1) монтируются на печатной плате методом пайки. Требования и рекомендации по монтажу радиоэлементов приведены в начале книги. Для удобства монтажа на плате показано расположение элементов (Рис. 2).

undefined

При сборке устройства необходимо обратить внимание на то, что длина выводов установленных элементов должна быть минимальна.

Соедините вход собранного антенного усилителя с антенной, а выход — с антенным входом приемника с помощью коаксиального кабеля с волновым сопротивлением 75 Ом. Для предотвращения обрыва кабеля во время эксплуатации усилителя рекомендуется закрепить его на плате с помощью хомутов или прочной капроновой нитки через предусмотренные в плате отверстия.

При соединении вывода +Vcc (конт. 3) усилителя с бортовой сетью автомобиля необходимо соблюдать полярность. Для питания усилителя рекомендуется использовать выходное напряжение +12 В магнитолы (выход магнитолы ANT). В этом случае напряжение питания пода* ется на усилитель автоматически при включении магнитолы. Усилитель следует устанавливать по возможности ближе к антенне или даже на самой антенне. При размещении усилителя вне салона автомобиля требуется обеспечить герметичность корпуса.

Набор NM3101 и его аналог NK133 можно заказать и купить в магазине радиодеталей вашего города. Дополнительную информацию можно найти на сайте www.masterkit.ru. Там же можно получить консультацию Дмитрия Ветрова, автора статьи «Автомобильный широкополосный антенный усилитель», опубликованной в журнале «Радиохобби» (№1, 2001).

undefined