undefined

Эта игра в некоторой степени напоминает предыдущую, поскольку в ней тоже используется элемент случайности вспыхивания лампы красного или зеленого цвета. Но в отличие от предыдущей игры, в данной поставлено жесткое условие — играющий загадывает цвет лампы, которая должна вспыхнуть, а уже потом нажимает кнопку автомата. Если зажглась именно лампа такой окраски, играющий получает очко или несколько очков (в зависимости от дополнительных условий игры).

Хотя в предыдущих конструкциях для получения случайных сигналов применялся генератор, вырабатывающий прямоугольные импульсы управления устройством индикации, в данном приборе роль генератора выполняет осветительная сеть с достаточной для игры частотой следования полупериодов напряжения — 100 Гц. Поэтому в игре (рис. 80) нет ни транзисторов, ни микросхем, а в качестве коммутирующих элементов использованы тринисторы (VS1, VS2), в анодных цепях которых стоят лампы HL1 (красного цвета) и HL2 (зеленого цвета). 

В показанном на схеме положении переключателя SB1 и выключателя SB2 конденсатор С2 подключен к обмотке II понижающего трансформатора Т1, а на анодные цепи тринисторов подано постоянное напряжение с выпрямителя, выполненного на диодах VD1—VD4. Конденсатор перезаряжается с частотой 100 Гц, и трудно угадать, в какой момент на его выводах будет та или иная полярность напряжения.

Когда нажимают кнопку SB1, конденсатор оказывается подключенным к управляющим электродам тринисторов. Но открывается лишь один из них. Если, скажем, на правом по схеме выводе конденсатора С2 плюс напряжения, а на левом — минус, откроется тринистор VS1 и загорится лампа HL1. При обратной полярности окажется открытым тринистор VS2, светиться будет лампа HL2.

Чтобы погасить лампу и привести автомат в исходное состояние, нужно кратковременно нажать кнопку SB2 и снять напряжение с анодных цепей тринисторов.

Диоды VD5—VD8 — развязывающие, резистор R1 ограничивает ток разрядки конденсатора через управляющие электроды тринисторов.

Трансформатор Т1—готовый, ТВК-1ЮЛ2 (унифицированный выходной трансформатор кадровой развертки телевизоров). Его придется немного доработать — разъединить на щечке с контактами соединенные вместе выводы вторичных обмоток (они соединены последовательно). Помните, что обмотка II намотана более тонким проводом и содержит большее число витков по сравнению с обмоткой III. Подойдет другой готовый или самодельный трансформатор мощностью не менее 5 Вт с напряжением на обмотке II 15... 25 В, а на обмотке III — 12... 16 В (при токе до 0,2 А).

Диоды могут быть любые из серий Д226, КД105, Д7. Конденсатор CI — К50-6, С2 — МБМ или другой бумажный. Тринисторы — любые из серий КУ201, КУ202, Д235, Д238, но с возможно меньшим током управляющего электрода, необходимым для открывания тринистора. Лампы — МН26-0.12 (на напряжение 26 В и ток 0,12 А).

Детали игры размещают в любом подходящем по габаритам корпусе. На лицевой панели укрепляют кнопочные переключатель и выключатель, а также устанавливают сигнальные лампы, окрашенные в соответствующий цвет (или прикрытые разноцветными колпачками).

Как правило, игра начинает работать сразу. Если при нажатии кнопки SB1 не загорается ни одна из ламп,- это значит, что конденсатор С2 не успел зарядиться (переключение произошло в момент перехода полупериода сетевого напряжения через нулевое значение или вблизи этой точки) или зарядился недостаточно, чтобы обеспечить нужный ток через управляющий электрод трини-сюра. Но вероятность такого состояния невелика. Правда, она увеличивается с ростом сопротивления ограничительного резистора, и это явление можно использовать в игре, подобрав такой резистор, чтобы обеспечивалась равная вероятность трех состояний ламп: горит красная, горит зеленая, не горит ни одна.

Если у вас найдется кнопочный переключатель с двумя группами переключающих контактов, игру можно несколько упростить. В этом случае вместо SB2 впаивают нормально разомкнутые контакты дополнительной группы переключателя SB1. И теперь при нажатии кнопки переключателя одновременно с подключением конденсатора к тринисторам будет подаваться питающее напряжение на их анодные цепи. При отпускании же кнопки светящаяся лампа будет гаснуть.